Коппола, Фрэнсис Форд

Коппола, Фрэнсис Форд
(Coppola, Frances Ford)
   Режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 7 апреля 1939 г. в Детройте (штат Мичиган). Окончил колледж Хофстра и киношколу Калифорнийского университета Лос-Анджелеса.
   Коппола — ведущий режиссер "Нового Голливуда", сформировавшегося в 70-е года и бросившего вызов многим мифам и штампам старого. Как и многие его коллеги, начинавшие в тот же период, он был заворожен компьютерными, видео и аудио достижениями в области техники кино и стремился широко использовать их в своем творчестве. Чем открыл путь многим другим молодым режиссерам, обретшим на новом поприще имя и славу. Коппола выступил продюсером первых двух фильмов Лукаса, помог Спилбергу и Милиусу. Он также был первым, кто сумел объединить личное, авторское видение проблемы с оглушительным коммерческим успехом. Но удалось все это ему далеко не сразу.
   Долгих десять лет Фрэнсис безуспешно пытался заинтересовать своими фильмами публику. Незаметно прошли в прокате и его кинематографический дебют — эротическая лента "Сегодня вечером наверняка" (1961), и скромный фильм ужасов "Демешдия 13" (1963), снятый под эгидой Роджера Кормена, и комедия "Ты теперь большой мальчик" (1966) — дипломная работа в киношколе, и первый студийный фильм "Радуга Файниана" (1968) — по Джойсу, и незаметная мелодрама "Люди дождя" (1969). Из одиннадцати написанных им сценариев был замечен лишь один — "Паттон" (1970), за который он в соавторстве получил своего первого "Оскара".
   Тем более оглушительным стал коммерческий успех "Крестного отца" (1972). Новаторство этой картины состояло в том, что в привычный жанр гангстерского фильма, действующие лица которого всегда были "одинокими волками", Коппола ввел столь важную для американцев тему семьи. За превращение семейного дела старого Вито Корлеоне (Марлон Брандо) в безликую гангстерскую корпорацию его сын Майкл (Аль Пачино) расплатился самой страшной ценой — утратой человечности. Добавьте к этому прекрасную игру обоих актеров и неординарное изобразительное решение и вы получите новое слово в развитии криминального жанра.
   Но если здесь Коппола получал лишь одного "Оскара" — за сценарий (вместе с автором одноименного романа Марио Пьюзо), то за "Крестного отца 11" — целых трех — как продюсер, режиссер и сценарист. Эта серия охватывала ранний период жизни Вито Корлеоне в Америке, делавшего лишь первые шаги на уголовном поприще, и играл его уже Роберт Де Ниро. Картина оказалась гораздо более социальной, чем первая, но менее зрительской. (Впоследствии обе серии были перемонтированы в хронологическом порядке в телевизионный сериал под тем же названием, состоявший из девяти получасовых выпусков).
   Семья была крайне важна для режиссера не только на экране. Членов своей он широко привлекал к работе в фильмах. Отец — Кармине Коппола — композитор и музыкант — писал музыку для многих картин сына. Сестра — Талия Шайр - снималась в ролях второго плана. Племянник — Николас Кейдж - обрел широкую известность после исполнения главной роли в картине "Пегги Сью вышла замуж". Дочь София была соавтором сценария новеллы "Жизнь без Зое", которую Фрэнсис режиссировал в фильме "Нью-йоркские истории" (1989) и играла главную женскую роль в третьей серии "Крестного отца" (1990)л вызвав при этом много нареканий.
   Сразу же по окончании съемок "Крестного отца И" Коппола поставил "Разговор" (1974) — новаторскую — в плане использования звука — картину. Джин Хэкмен прекрасно играл там профессионального подстушивателя, ставшего жертвой собственных занятий. На фоне только что вынесенного судебного решения по уотергейтскому скандалу, картина обрела дополнительную актуальность, получив Золотую Пальмовую ветвь в Канне.
   Самой же значительной работой режиссера стал "Апокалипсис сегодня" (1979). Беспредельный ужас вьетнамской войны показан здесь в натуральную величину. Особая система звукозаписи реалистично передавала шум и грохот боев. Кадры медленного движения в симметричном строю вертолетов при налете на местную деревню принадлежали к наиболее впечатляющим в американском кино, что еще более усиливалось музыкой вагнеровского "Полета валькирий". Фильм снова получил Золотую Пальмовую ветвь в Канне и два "Оскара", Но при этом Коппола, вложивглий в постановку собственные деньги, почти разорился. Во время съемок на Филиппинах чего только не случалось: бушевал тайфун, уничтоживший специально построенную деревню; землетрясение смело с лица земли дорогостоящие декорации; сердечный приступ у Мартина Шина, исполнявшего главную роль, чуть не закончился его смертью. А кассовая прибыль оказалась ничтожно малой. Режиссер был вынужден продать собственную киностудию "Америкен Зоотроп", работать по договорам и ни одна из последующих картин уже не поднялась до уровня его лучших лент седьмого десятилетия.
   В начале 80-ых Коппола экранизировал два романа молоденькой девушки С. И. Хинтон, но "Изгои" (1983) и "Бойцовая рыбка" (1983), точно передавшие ощущения молодых, успехом у них однако не пользовались. Хотя и открыли для кино целую вереницу новых актеров, скоро ставших звездами первой величины: Мэтта Диллона, Микки Рурка, Николаса Кейджа, Тома Круза, Патрика Суэйзи, Эмилио Эстевеса и др. Мюзиклы "От всего сердца" (1982) и "Клуб "Коттон" (1984), в которых режиссер увлекся компьютерными и музыкальными экспериментами в ущерб сюжетам, оказались слишком сложными для рядовой публики. Удивительное умение этого постановщика воскрешать на экране реалии ушедшего времени: сороковых в картине "Таккер: человек и его мечта" (1988) — об автопромышленнике, бросившем вызов могущественным конкурентам из Детройта и уничтоженном ими; и пятидесятых — в "Пегги Сью вышла замуж (1986) — о выпускниках школы — привлекли в основном лишь тех, кто были молоды именно в те годы, а они в 80-е уже в кино холили пе часто. Не имел успеха и фильм "Сады камней" (1987) — слабый отзвук той самой вьетнамской войны, которая так грозно прозвучала в "Апокалипсисе сегодня". В довершение всех неудач в 1986 г. погиб, катаясь на лодке, его любимый сын Гио.
   Да и девяностые не принесли Копполе лавров. "Дракула Брэма Стокера" (1992) несмотря на интересную актерскую игру, необычное художественное решение и привнесение сексуальных обертонов в фильм ужасов, всегда обходившийся без них, также весьма далеко отстояла от прежних шедевров. Как впрочем и фантастическая комедия "Джек" (1996).
   Коппола остался в споем времени — в семидесятых годах, разделив судьбу многих других бунтарей. Но обеспечив себе при этом прочное место в истории американского кинематографа.
   Е. Карцева
   Фильмография:
   ◘ "Сегодня вечером — наверняка" (Tonight lor Sore), 1961;
   ◘ "Развлекающиеся девушки и коридорный" (Playgirls and the Bellboy), 1962;
   ◘ "Ужас" (в титрах не указан) (Terror), 1962;
   ◘ "Деменция 13" (Dementia 13), 1963;
   ◘ "Ты теперь большой мальчик" (You're a Big Boy now), 1966;
   ◘ "Радуга Файниана" (Finian's Rainbow), 1968;
   ◘ "Люди дождя" (Rain People), 1969;
   ◘ "Крестный отец" (The Godfather), 1972;
   ◘ "Крестный отец II" (The Godfather Part II), 1974;
   ◘ "Разговор" (Conversation), 1974;
   ◘ "Апокалипсис сегодня" (Apocalypse Now), 1979;
   ◘ "От всего сердца" (One from the Heart), 1982;
   ◘ "Бойцовая рыбка" (Rumble Fish), "Изгои" (Outsiders), 1983;
   ◘ "Клуб "Коттон" (Cotton Club), 1984;
   ◘ "Пегги Сью вышла замуж" (Peggy Sue Got Married), "Капитан Эо" (Captain Eo), 1986;
   ◘ "Сады камней" (Gardens of Stone), 1987;
   ◘ "Такер: Человек и его мечта" (Tucker the Man and his Dream), 1988;
   ◘ "Нью-йоркские истории" (вторая новелла) (New York Stories), 1989;
   ◘ "Крестный отец III" (The Godfather III), 1990;
   ◘ "Дракула Брэма Стокера" (Bram Stoker's Dracula), 1992;
   ◘ "Джек" (Jack), 1996
   ◘ "Вызывающий дождь" (The Rainmaker), 1997.
   Сочинения: Фрэнсис Коппола о японском режиссере А. Куросаве //Экран и сцена, 1990. No 12; Коппола Ф.Ф. Власть судьбы и судьба власти //Искусство кино. 1992, № 3; Коппола Ф.Ф. По ту сторону искусства //За рубежом, 1996, № 27.
   Библиография: Березницкий Я. Как создать самого себя. Заметки о людях и фильмах американского кино. М.. 1976; Бовт Г. Фрэнсис Форд Коппола //Коммерсант-Daily. 1993. 28 авг.; Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. М. 1987; Кудрявцев С. Крестные "Крестного отца". Фрэнсис Форд Коппола, режиссер //Искусство кино. 1992. № 6; Плохое А. Скрипка Копполы: Всеядный Дракула целлулоидной эры //Сегодня. 1993.20 авг. Gelmis J. The Rim Director as Superstar. Garden City. 1970; Jacob D. Hollywood Renaissance. N.Y.-L 1977; Kofker R. A Cinema of Loneliness. N.Y.-Oxf. 1980.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Коппола, Фрэнсис Форд" в других словарях:

  • Коппола, Фрэнсис Форд — У этого термина существуют и другие значения, см. Коппола. Фрэнсис Форд Коппола Francis Ford Coppola …   Википедия

  • Коппола Фрэнсис Форд — (Coppola) (р. 1939), американский кинорежиссёр, сценарист. Мастер широких эпических и одновременно остродраматических фильмов: «Крёстный отец» (1972), «Разговор» (1974), «Крёстный отец II» (1974), «Апокалипсис сегодня» (1979), «Аутсайдеры» (1983) …   Энциклопедический словарь

  • Коппола Фрэнсис Форд — Фрэнсис Форд Коппола Francis Ford Coppola Канны, 2001 Имя при рождении: Фрэнсис Форд Коппола Дата рождения …   Википедия

  • Коппола, Фрэнсис Форд — Фрэнсис Коппола. КОППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд (родился в 1939), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Мировую известность получила гангстерская сага трилогия Крестный отец (1972, 1974, 1990). Склонность Копполы к эпосу и трагедии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОППОЛА Фрэнсис Форд — КОППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд (р. 07. 04. 1939), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. По происхождению итальянец. Окончил колледж Хофстра и киношколу Калифорнийского университета в Лос Анджелесе (1966). В 1960 е гг. его первые фильмы… …   Энциклопедия кино

  • КОППОЛА Фрэнсис Форд — (Coppola) (р. 7.4.1939), американский режиссёр, продюсер, сценарист. По происхождению итальянец. Окончил Калифорнийский университет. В 1962 стал ассистентом режиссёра Р. У. Кормена, а в 1963 поставил фильм «Безумие 13», после чего вернулся к… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Коппола, Френсис Форд — Фрэнсис Форд Коппола Francis Ford Coppola Канны, 2001 Имя при рождении: Фрэнсис Форд Коппола Дата рождения …   Википедия

  • Коппола Френсис Форд — Фрэнсис Форд Коппола Francis Ford Coppola Канны, 2001 Имя при рождении: Фрэнсис Форд Коппола Дата рождения …   Википедия

  • Фрэнсис Форд Коппола — Francis Ford Coppola Канны, 2001 Имя при рождении: Фрэнсис Форд Коппола Дата рождения …   Википедия

  • Коппола, Фрэнсис — Фрэнсис Форд Коппола Francis Ford Coppola Канны, 2001 Имя при рождении: Фрэнсис Форд Коппола Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»